Редакция:
г. Новосибирск

Прагматизм и романтизм от Эдварда Барбера и Джея Осгерби

Дата публикации: 30.01.2019 Количество просмотров: 482

Когда речь идет о выборе дизайнера и не знаешь, кого пригласить, зови Джея и Эдварда. Парни Barber & Osgerby, Universal Design Studio, известны умением удовлетворить капризных и примирить бескомпромиссных.

BARBER & OSGERBY. Самые яркие работы

Эдвард Барбер (Edward Barber) и Джей Осгерби (Jay Osgerby) изучали архитектуру в Королевском колледже искусств (Royal College of Art) в Лондоне.

В 1996-м году Джей и Эдвард основали бюро Barber & Osgerby, а в 2001-м открыли Universal Design Studio, чтобы предлагать архитектурные и дизайнерские проекты по всему миру. Оба начинания успешны.

Среди клиентов дуэта: Саррellini, Flos, Vitra, Sony, B&B Italia, Knoll, Axor, Mutina.

Сегодня они дают мастер-классы по всему миру, их вещи входят в музейные собрания — V&A, Метрополитен-музея (The Metropolitan Museum of Art), Института искусств Чикаго. Дизайнеры награждены орденом Британской империи (OBE) за вклад в развитие современного дизайна.

Они вообще не раз были отмечены различными премиями и наградами, так созданное ими кресло Glove для Swedese названо лучшим на лондонской выставке 100 % Design 2007. А в Майами их наградили титулом «дизайнеры будущего».

Стулья по их дизайну заменили мебель, которую проектировал еще легендарный Алваро Аалто: старые стулья, которые стояли в модернистском культурном центре De La Warr Pavilion, было решено заменить новыми к 70-летней годовщине здания. Отталкиваясь от архитектуры здания, а не от дизайна предыдущей мебели, Эдвард и Джей заменили дерево металлом и придали стульям совершенно иной вид. 




Поражают созданные дизайнерами декоративные вазы «Морские фонари» из дутого стекла в классическом ремесленном стиле — производятся компанией муранского стекла Venini.
Алюминиевый каркас крепится с помощью кольца к горлышку вазы. Внутрь заготовки вставляется еще одна меньшего размера, которая предназначена для заполнения водой. Дизайнеров вдохновили корабельные светильники, которые они увидели в Венеции, когда посещали компанию-производителя. Вазы экспонировались на выставке в Милане в 2009 году.

В 2010 компания Rug запустила в производство первую коллекцию детских ковриков: Сова, Змея, Бабочка и Рыбы, от которых были в одинаковом восторге и юные пользователи, и взрослые. Созданные BarberOsgerby коврики воплотили творческий подход дуэта в разработке новых и в то же время понятных и по-домашнему тёплых аксессуаров для украшения интерьера.

В 2011 году дизайнеры прославились своим оригинальным стулом-качалкой Tip Ton для компании Vitra. Стул имеет своеобразные полозья, которые позволяют сидящему наклоняться вперед на 9 градусов, достигая максимально удобного для работы положения. Такая поза, которую раньше можно было принять, только сидя на офисном кресле, способствует выпрямлению позвоночника и улучшению кровообращения, уверяют дизайнеры.

Еще один продукт, созданный дизайнерами, принес им очередное признание профессионалов – это стол Tobi Ishi для компании B&B Italia. Помимо своей оригинальной формы, стол интересен еще и тем, что полностью изготовлен из мрамора – белого каррарского или черного Маркина (Marquina). Стол был отмечен Премией Wallpaper* Design Award 2013 в номинации «Обеденный стол». Название стол получил от восточных впечатлений дизайнеров, восхищенных красотой традиционных японских садов камней. Поэтому в свое произведение, кроме прямого назначения,
вложили функцию декорирования интерьера. Форма стола меняется в зависимости от угла обозрения, овальная столешница опирается на ножки, напоминающие полированные камни.  Удивительным образом использована техника ручной обработки материалов. Стол производит впечатление гранитного, но его каркас изготовлен из структурированной полиуретановой пены высокой плотности, а столешница из древесного волокна МДФ. Элементы обработаны черным глянцевым или матовым цементным раствором – техника, известная со времен существования ремесленных мастерских.

В 2012-м гремела Лондонская Олимпиада — дуэт отметился дизайном факела: длинный алюминиевый горн, перфорированный 8 тысячами дырочек, был принят на ура. До этого все хвалили скамейку из каррарского мрамора для V&A (Музея Виктории и Альберта): блок мрамора, внутри него — круглые отверстия, напоминающие сколы на фасадах музея, которые были оставлены в память о бомбардировках Лондона во время войны.

В 2013 году лондонская подземка праздновала свое 150-летие — Барберу и Осгерби был поручен дизайн юбилейной двухфунтовой монеты.

В 2014 году Эдвард Барбер и Джей Осгерби создали инсталляцию на тему поэзии и точности для BMW. Эти две темы воплотились в инсталляции под названием Double Space for BMW —Precision & Poetry in Motion, которая состоит из двух пластин алюминия размером 15 на 10 м. Вращающиеся вокруг своей оси пластины были подвешены под потолком Raphael Gallery в Музее Виктории и Альберта. В них отражались полотна Рафаэля и посетители галереи, тем самым транслируя идею вечного искусства в движении. По словам Карима Хабиба, главы отдела дизайна BMW Automobiles, «с помощью Double Space for BMW посетители смогли увидеть и пережить известные картины эпохи Ренессанса в совершенно новом и очень личном ключе». Это не первое сотрудничество дуэта с BMW. Среди предыдущих инсталляций, созданных для автоконцерна, были Dwelling Lab” (2010), Sestosenso (2011), COLOUR ONE for MINI (2012), MINI Kapooow! (2013) и Parallels (2014).


В 2016 году дизайнеры стали почетными гостями Stockholm Furniture and Light Fair, в их инсталляцию вошли объекты для Knoll, B&B Italia, а также стулья Tip Ton, деревянный стол и скамейки, разработанные Barber&Osgerby для Vitra.

Самая первая совместная работа — стол Loop для Isokon Plus — вошел в постоянную коллекцию V&A. Среди важных карьерных достижений — работы для лондонской «богемы». Трудились над концепцией бутиков Stella McCartney (открыты в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе), придумав авангардную трактовку бутика без прилавков.

Артлаверы помнят бар Pharmacy Дэмиена Хeрста, который также спроектировали Эдвард и Джей.

Начало совместной истории

Будущие партнеры познакомились в 1992 году, когда начали изучать архитектуру в Лондонском Королевском колледже искусств. Они сразу же подружились.

Немного от скуки, немного от нехватки наличных они запрыгали от радости, когда знакомый порекомендовал их на работу по оформлению местного бара в качестве фрилансеров. Друзья начали пропускать занятия, чтобы поднять адреналин, покурить и попробовать крепких напитков с хозяином заведения. «Это был странный человек, — говорит Барбер. — Все было странно, на самом деле».

Скоро такой образ жизни дал о себе знать. «Я помню, как на одном из курсов мы были на собрании, где обсуждались и критиковались проекты, а мы всю ночь не спали, занимаясь оборудованием бара», — рассказывает Осгерби. — Мы там стояли буквально, как перед расстрелом, пум, пум, пум …. Это было просто ужасно. Не только наши преподаватели, но и остальные в классе хотели от нас избавиться из-за нашей работы».

Полученный урок пошел на пользу, и Джей с Эдвардом принялись за учебу, работая без отдыха и развлечений. В 1996 году, сразу после окончания престижного учебного заведения, основали свою студию BarberOsgerby в столице Великобритании, ставшую со временем одной из самых активных в Лондоне.


Сегодня студия состоит из трех отделов, в которых трудится около 60 человек. Офис находится в здании, в котором раньше размещались склады. Руководители делят один рабочий стол на двоих (привычка, выработанная ещё со студенческих времен — рисовать на одном компьютере, сидя друг напротив друга). Хотя партнеров чаще можно встретить не в кабинете, а в подвале, где они работают над созданием макетов.




За пределами студии их жизнь совершенно различна. Барбер – холостяк, страстный путешественник и фотограф. Осгерби женат, у него трое детей, он находится в постоянных разъездах, преодолевая путь в 10 км между офисом и своим домом в Гринвиче. Но, тем не менее, они почти каждую неделю проводят вместе на борту самолета, носят рыжеватые бороды и у них похожий гардероб – джинсы, спортивная обувь и просторные пальто из хлопка.

Им приходится так организовывать свой жизненный ритм, чтобы находить время для совмещения поездок на заводы и фабрики, посещения исследовательских лабораторий, проведения рекламных туров. Они хотят быть в курсе новейших тенденций, чтобы наметить направления собственной профессиональной деятельности. «Мы уже выросли, — объясняет Барбер. — И наши цели стали более амбициозными».

Джей Осгерби вспоминает: «В 1991-м я учился в Париже по программе Erasmus и был потрясен французским подходом к дизайну. У нас, в Англии, акцент делается на процессе разработки проекта. У французских студентов концепция, идея превыше всего. Для меня было очень полезно сравнить прагматический и романтический подходы. Мы пытаемся соединить их в работе нашей студии».

Почему они?

Итак, что же вот уже 10 лет выделяет их среди других? Узнаваемого стиля нет, эпатажным поведением не отличаются, в демпинге не замечены. Чувствительные британские эксперты отмечают их последовательные усилия по выработке нового образа минимализма. Что, видимо, архиважно, здорово и модно.

Их объемное и разноплановое портфолио для клиентов включает различные направления: разработка архитектурных проектов, создание предметов мебели и предметов декора, иллюминации, совместные дизайнерские работы с мировыми брендами VITRA, VENINI, SWAROVSKI, FLOS Y ESTABLISHED & SONS, LEVIS y COCA-COLA именитыми дизайнерами — Джулио Каппелини, Магис Бенини, выполнение государственных и частных заказов. Они оформляли первый магазин Стеллы МакКартни в Нью-Йорке.

Работы дизайнеров отличаются своей креативностью в создании графического дизайна, новаторским синтезом техник ручного и промышленного производства, а также своей особенной колористикой.

Их студия приобрела статус мультиконсалтинговой по вопросам инновационного дизайна и творчества, архитектуры и оформления интерьеров. Осгерби и Барберу удаётся успешно сочетать творческий процесс и коммерческую деятельность. Дизайнеры вообще рассматривают производство мебели как творческую игру возможностей.

Блиц-интервью

Как вы познакомились и начали работать вместе?

Мы оба учились в Королевском колледже искусств, и наше сотрудничество родилось из дружбы, но очень быстро привело к созданию совместных проектов. Мы обнаружили, что очень похожи. Оба происходим из семей, где было по три сына. Я – старший, Эд – средний. И ещё нас объединила общая страсть к дизайну.

У каждого из вас своя особая роль в проектировании?

Один из нас может подать идею, другой — отреагировать на неё. В ходе обсуждения она может совершенно измениться. Идея продвигается вперёд, возвращается назад, задуманная конструкция эволюционирует и оформляется в окончательные эскизы моделей или их прототипов. Интересно, что наш диалог продолжается даже после того, как изделие покидает производственную линию. Проект никогда не оставляет нас в покое.

С чего у каждого из вас начался проявляться интерес к дизайну?

Джей: Интерес к дизайну вырос из детской любви к рисованию и различным поделкам. Я рос в Оксфорде и часто ходил в Университетский музей. Выставленные там экспонаты меня глубоко впечатлили. Мне хотелось быть и художником, и скульптором или архитектором. Я ещё не знал, что существует такая профессия — дизайнер.

Что повлияло на ваше решение изучать дизайн?

Джей: Один из преподавателей, Равенсборн, объяснял мне, как создавать сложные вещи, рассказывал о процессе и материалах. Он привил мне понятие о том, что такое «красиво изготовленный объект». Потом, в 1991 году, я учился во Франции в Les Ateliers по программе Erasmus и был потрясён французским подходом к дизайну.

Я привык работать в реальных проектах, где основной акцент делается на процессе разработки проекта. У французских студентов концепция романтики превыше всего. Для меня было очень полезно сравнить прагматический, профессиональный подход в Лондоне и романтический подход ремесленной мастерской в Париже. Сейчас в нашей студии мы пытаемся воссоздать эту атмосферу в нашей студии.

Каким образом каждый из вас впервые проявил интерес к дизайну?

Эдвард: Моё первое осознание дизайна пришло ко мне в раннем возрасте через парусный спорт. Я восхищался обтекаемыми сложными кривыми деревянных корпусов яхт и был очарован мастерством яхтсменов. Это также было моё первое знакомство с фанерой, использование листовой древесины показалось мне очень увлекательным занятием. Я почувствовал огромное желание проектировать вещи, равные по красоте и простоте.

Что помогало вам изучать искусство дизайна?

Эдвард: Я большую часть жизни потратил на рисование и фотографирование. Сейчас для меня это бесценные рабочие инструменты, так как научили меня видеть самую суть вещей, которая меняется, чем больше вы смотрите на объект.

Какое оно – рабочее место вашей мечты?

Джей: Оно должно находиться где-то в открытом пространстве. Это может быть даже деревянный навес в поле с видом на море и доступом к Wi-Fi. Отсюда можно наблюдать за птицами и любоваться пейзажем. И хорошо бы иметь возможность выпить ароматный эспрессо в баре неподалёку. Мы только что вернулись из двухнедельной поездки в Южную Италию. Там вы можете выйти на прогулку из дому и перекусить где-нибудь по дороге миндалём или яблоками.

Эдвард: Доказано, что на креативность позитивно влияет красивый вид с большим количеством естественного дневного света, и ещё рядом должна быть вода, которая освежает идеи и творческий процесс. И это совершенная правда. Вы можете плодотворно творить, если рядом есть море или озеро, но только не река.

Джей: Да, река напрягает. Мы могли бы многое сделать, находясь в таком красивом месте в течение от трёх дней в неделю или недели в месяц. Я думаю, что мы обязательно к этому придём. Нам просто необходимо пространство, иначе мы перестаём думать. Многие дизайнеры работают именно так.


По материалам интернет-изданий