Редакция:
г. Новосибирск

Масла для дерева: как наносить

Дата публикации: 22.03.2024 Количество просмотров: 333

Масла для дерева: как наносить

В прошлом номере журнала «Мебельщик» вышла статья, где мы рассказывали об отличиях между разными составами. Напомним, что рассмотрели масла трех типов (натуральные, с ускорителями полимеризации и реакционные) и гидромасла (на основе алкидных смол). За подробностями предлагаю обратиться к предыдущей статье. Если коротко, то натуральные масла впитываются глубоко, но полимеризуются долго (сутками), вторые создают пленку на поверхности дерева и сохнут куда быстрее (часами), а третьи вообще за 10 минут превращают верхний слой целлюлозы в защитное покрытие. Логично, что и наносить их нужно по-разному: то, что работает в одном случае, не поможет в другом.

Напомним, за что мы так ценим масло. Во-первых, оно защищает древесину от воды и истирания, грибка и плесени, чрезмерного разбухания и даже от УФ-излучения. Перечень проблем, с которыми борется конкретное масло, зависит от его состава.

Во-вторых, масла гораздо проще наносить, а обработанные поверхности можно обновлять локально, в отличие от лакового покрытия, которое перед реставрацией нужно сносить полностью даже оттуда, где оно еще целое.

В-третьих, сохраняется тактильность материала, та мягкая шелковистость, которая характерная для древесины. Масло оставляет дерево приятным и теплым на ощупь, в отличие от лака, который создает поверх холодную пленку-изолятор.

В-четвертых, экологичность, подтвержденная документами. Но если в Европе за их наличием следят строго, то у нас ситуация другая. С одной стороны, эта продукция не подлежит обязательной сертификации, с другой, на рынке много нишевых регламентов. Производитель не может оформить документы на всякий случай, потому что это слишком дорого, а взаимозаменяемости у них нет. Завод, при необходимости и по договоренности с заказчиком, оформляет те или иные сертификаты или паспорта безопасности. Но чтобы эта бюрократия окупилась, заказ должен быть большим. Это не говорит о том, что наши производители не следят за составом продукта. Наоборот, они в любой момент должны быть готовы заявить и подтвердить, что их продукция соответствует требованиям.


Фото предоставлено компанией Borma Wachs

Европейские составы имеют сертификат безопасности EN 71. Он подразумевает, что все материалы после полимеризации абсолютно безопасны для детей, для животных, для окружающей среды, для растений и так далее. Стоит отметить, что несоответствие требованиям повлечет настолько серьезные последствия, что производители тоже предпочитают не экспериментировать с составами.

Вернемся ко второму пункту. Очевидно, что у разных составов разные объемы нанесения и времена выдержки, и свои нюансы подготовки поверхности. Мы постараемся составить более-менее универсальную инструкцию: будем опираться на методологию Borma и делать реверансы в сторону других производителей. Но призываем читателей внимательно изучать инструкции и смотреть информацию на сайтах производителей/поставщиков. Проще потратить двадцать минут на чтение, чем целый день на переделку.

Шлифуем без фанатизма

Есть мнение, что дерево нужно зашлифовать хорошо, добротно, от души. Вплоть до абразива с зерном в 240, а то и во все 320. Но это тот случай, когда лучшее — враг хорошего.


«Последнюю шлифовку перед отделкой нужно делать абразивным материалом в 120 грит, не мельче, — утверждает главный технолог компании Borma Дмитрий Тарасов. И обязательно вдоль текстуры древесины, причем, вручную. Ну, можно, конечно, и электроинструментом, но только не «орбиталкой», не «эксцентриком», потому что они оставляют поперечные риски, и масло их подчеркивает. А царапинки вдоль не видно.

Если использовать более крупное зерно, то у нас увеличится расход материала, получится более насыщенный цвет, но ничего страшного от этого не будет.

Если же мы воспользуемся более мелким зерном, то поверхность станет, так сказать, «зализанной». Впитывание материала и, соответственно, насыщенность цвета будут хуже, и адгезия станет хуже. Здесь самый главный момент — адгезия, она нам нужна. Поэтому 120 зерно — это то, что надо».


«Натуральные масла предъявляют высокие требования к подготовке поверхности, — замечает технолог «ТД Мартьянов» Сергей Сиднев. Нужно, чтобы масло равномерно впиталось в древесину одинаково по всей поверхности и как можно глубже. А для этого древесину необходимо шлифовать, обычно, поэтапно, зерном 80–100–120. Практически все производители натуральных масел просят потребителя делать финальную шлифовку зерном 120–150. Это сообщает древесине способность равномерно впитывать по всей поверхности».

Отметим, что интенсивность межслойной шлифовки гораздо ниже, чем при нанесении ЛКМ. Здесь не нужно выравнивать слои грунта, а достаточно срезать ворс и мусор. Особенно, если следующий слой для экономии времени наносят «мокрым по мокрому», на едва высохший предыдущий. Свежее масло немного растворяет нижележащее и отлично схватывается. Для шлифовки подойдут скотчбрайт или шлифблоки на поролоновой основе (зерно 240–320).

Впрочем, когда между нанесением слоев сделали длительную паузу (для быстросохнущих составов — больше суток), и масло полностью полимеризовалось, отвердело и шлифуется «в пыль», то нужна равномерная матирующая межслойная шлифовка, такая же, как для ЛКМ.

Что касается Rubio Monocoat, то там понятие о межслойной шлифовке отсутствует как класс, потому что покрытие наносится одним слоем.


Фото предоставлено компанией «ТД Мартьянов»

Чем наносим

При растирании масла люди пользуются ХБ-тканями, поролоном, губками для мытья посуды, неткаными салфетками и прочим. Казалось бы, это последнее, о чем стоит думать. Но не все так просто.

Масла полимеризуются, контактируя с воздухом. Реакция эта экзотермическая, то есть, сопровождается нагревом. Теоретически, все вышеперечисленные материалы могут воспламениться. Поэтому по технике безопасности их нужно правильно утилизировать. То есть, не выбрасывать в кучу опилок, а замачивать в ведре с водой. Там у масла нет контакта с кислородом и нет никаких шансов на возгорание.

Отдельно проедемся по поролону. Если масла содержат растворители, например, уайт-спирит, то поролон будет активно разлагаться прямо в процессе нанесения. Он начнет разваливаться, крошиться, и вместо идеального слоя масла на поверхности дерева появится мусор. Другими словами, поролон подходит только для работы с маленькими изделиями, которые можно обработать быстро.

Для нанесения масел растиром оптимально подходят протирочная бумага и нетканые материалы. Протирочная бумага не боится воды и растворителей, не крошится и отлично впитывает, ее можно найти в строительных и автомобильных магазинах. Нетканые материалы называются «падами» или «скурблоками», они похожи на синтепон, состоящий из толстых волокон, или на скотч-брайт, но без абразивных добавок.

«Скурблок» хорошо впитывает масло, но не удерживает его внутри, а равномерно разносит по поверхности, не оставляя лужиц, потеков и разводов. Во время растирания на дереве остается мокрый слой такой толщины, который удерживается поверхностным натяжением, а волокна «пада» забирают излишки материала. В результате древесина впитывает столько масла, сколько нужно, но не больше.


Но на растире свет клином не сошелся.

«Распыление — это не какой-то специфический фокус наших составов,— добавляет Дмитрий Тарасов. — Это просто недостаток информации у людей. Почти у всех при слове «масло» всплывает ассоциация «растир». А ведь это пленкообразующий материал, который можно и нужно наносить распылением. Получается шикарное изделие с потрясающим качеством покрытия и с тактильным, опять же, эффектом.

Когда я работаю с краскопультом, беру дюзу 1,8 мм. Пробовал и 1,4, и 2, все нормально. Да, во втором случае летит крупная капля, но она растекается по поверхности. Материал беру прямо из банки, разбавителей не добавляю. Наши составы нужно только размешать. Краскопульт потом очищаю обычным ацетоном».

А вот натуральные масла распылением наносить просто не имеет смысла. Оно создает слишком тонкий слой, который древесина быстро впитает. Поэтому специалисты советую наносить составы кистью или растиром, создавая избыток материала.

Масло Rubio Monocoat наносят более сухим слоем. Технология предполагает, что состав растягивают по поверхности шпателем, полиэстровым диском или распылением, а затем выдерживают несколько минут и стирают излишки.


Что наносим

«В мире компонентов нет эквивалентов», как говорили старые алхимики, а они-то знали, что говорили. Масла отличаются друг от друга по назначению и не заменяют друг друга полностью. К примеру, паркетное масло имеет повышенную твердость и пять степеней блеска (0, 10, 30, 60, 90%). Для мебельного состава и масла для столешниц предусмотрено две степени блеска (0 и 30%). То есть, если стол должен блестеть, его покрывают паркетным лаком.

Однако, масло для столешницы выдерживает нагрев от горячей посуды, а паркетное - нет. Масло для мебели тоже не любит высоких температур, зато оно более тиксотропное, то есть, отлично удерживается на вертикальных поверхностях (боковины шкафов, задние стенки и так далее). При этом стойкость к химическим и физическим воздействиям у всех материалов одинаковая.

Есть и более серьезные отличия в специализации. Например, в ассортименте Borma есть грунтовочные составы, прозрачные и колеруемые, которые активно впитываются в поверхность. Примерно ¾ такого масла полимеримеризуется в древесине, создавая в ней защитную пленку и защищая от доступа воды. Соответственно, на дерево меньше влияют сезонные перепады влажности. Плюс к этому, грунтовка улучшает адгезию следующих слоев.

У «Мартьянова» в роли первого слоя выступает лазурь или антисептическая пропитка. Он также подразделяет масла по группам: для столешниц, для лестниц, для мебели и так далее. Назначение материала указано на банке. Конечно, можно подойти к процессу творчески, но только опытный мастер скажет, имеет ли смысл, допустим, покрывать мебель маслом для столешниц.

Особняком здесь стоит масло Rubio Monocoat — универсальный продукт, который используют для всех типов деревянных поверхностей, от мебели и полов до посуды и детских игрушек, но черпают из одной банки.

Мы намеренно обходим вниманием материалы для внешних работ. Они содержат УФ-фильтры и антисептики, лучше защищают от влаги. Другими словами, их можно использовать и для интерьерных работ, но большая часть их полезных свойств останется не востребована.

Как наносим

В первую очередь, состав нужно перемешать. Вот прямо взять палочку и перемешать, а не просто взболтать вместе с банкой. Как и ЛКМ, масло содержит компоненты разной плотности. Часть из них оседает на дне, и этот осадок обязательно нужно разбить. Особенно это касается цветных материалов, там тяжелые пигменты нужно перемешивать очень тщательно. При простом взбалтывании они остаются на дне, и оттенок масла сильно отличается от требуемого.

Фото предоставлено компанией «Ставрос»

«Натуральные масла наносят мокрым слоем, выдерживают около 40 минут и вытирают насухо, — объясняет Сергей Сиднев. — Если вы нанесли первый слой и видите (а такое часто бывает), что уже через 30 минут поверхность матовая, масло полностью ушло в древесину, — это означает, что еще есть, куда напитываться, делаем еще один слой.

У нас всегда идет двухслойная защита. Для внутренних работ первый слой — это лазурь по дереву, для наружных — антисептик. Эти два состава отличаются от остальных финишных масел тем, что не содержат восков, поэтому они максимально жидкие, текучие. Их задача — пропитать самые глубокие волокна древесины. Именно ими и делают первые слои до тех пор, пока древесина не напитается. Если через полчаса лужа еще стоит, значит, уже некуда впитываться. Все, вытираем насухо и сутки-двое ждем, пока поверхность не высохнет полностью. Серьезно шлифовать между слоями не нужно, ворс после масел не поднимается. А с тем, что поднимается, справляется скотч-брайт.

Соответственно, финишное масло выбирают в зависимости от назначения поверхности, допустим, лестниц, террас, столешниц и так далее. Они отличаются составом, в них присутствуют твердые растительные воски и смолы, они более густые. Они запечатают первые слои, и поверхность становится на 100% гидрофобной».

Масла с ускорителями сушки тоже наносят мокрым слоем, но без лишнего энтузиазма. Поверхность должна поблескивать, но луж быть не должно. Грунтовка на три четверти «провалится» в древесину, поэтому финишных слоев должно быть минимум два. Причем, наносить их растиром не стоит, потому что на поверхности нужно создать пленку. Впрочем, если поверхность ненагруженная, то хватит и одного слоя колерующей грунтовки.

«Масляные материалы Borma нельзя наносить сухим слоем, — акцентирует Дмитрий Тарасов. — Это нарушение технологии. Если нанести на поверхность сухой слой, особенно первый, грунтовочный, то в порах остается только масляный пигмент и чуть-чуть масла. Никакой защиты ни внутри древесины, ни снаружи не будет, грунтование сработает неправильно. Чтобы оно сработало правильно, нужно обязательно оставлять мокрый слой.

Если будет очень много масла (это относится не только к грунтам, но и ко всем остальным слоям), то на поверхности будут появляться пузырьки, либо будут обычные потеки. Поэтому мы слегка собираем лужицы, но, повторюсь, не убираем материал полностью».

Фото предоставлено компанией Rubio Monocoat

Реакционное масло «растягивают» по поверхности тонким слоем, ждут 10-15 минут и вытирают немногочисленные излишки.

Время сушки между слоями зависит от добавок, входящих в состав масел, поэтому масло отличается даже внутри линейки одного производителя. Но можно сказать, что лучше брать время с запасом. Для быстросохнущих составов это 6–8 часов для первого слоя и 16–24 для последующих. Натуральные масла берут паузу между нанесениями от одних суток до нескольких. А окончательная полимеризация составов в древесине может занять несколько недель.

Масло отверждается за счет кислорода, поэтому в помещении обязательно должна быть циркуляция воздуха. Многие люди красят в закрытых помещениях, при этом растворитель выходит из масла и дополнительно затягивает время сушки. Для ускорения полимеризации не нужно сооружать системы обдува, достаточно приоткрыть форточку или дверь.

Расход

Возникает вопрос, а сколько масла-то наносить на поверхность? Здесь все зависит от состава.

По оценкам технолога компании Borma, на первый слой уходит около 30 граммов обычного масла, если наносить его растиром, и 120, если кистью, валиком или краскопультом. Инструменты забирают довольно много материала, поэтому такие высокие показатели. Если уменьшать расход, это приведет к нарушению технологии нанесения.

Второй слой требует меньше материала: 20–30 граммов при растире и 60–80 при других методах. Но еще раз акцентируем внимание, что растирание тонким слоем подходит только для ненагруженных поверхностей, для грунтовочного слоя или для реакционного масла Rubio Monocoat.

Последнее наносят, можно сказать, физически нагруженным растиром, практически с усилием. Соответственно, расход состава очень невелик, около 20 граммов на квадратный метр.


«Мы примерно считали со строителями и с мебельщиками средний расход, — объясняет Сергей Сиднев. — На первом слое уходит 1 литр на 10–12 квадратных метров. На каждый последующий слой расход падает минимум в два раза. Грубо говоря, на втором слое литра будет хватать на 20–22 квадратных метра. То есть, расход реально небольшой.

Если красить дом, то за квадратный метр выходит примерно 200-250 рублей. Это если суммировать все материалы, включая колер, лазурь, финишное масло. Больше расходов приходится на трудозатраты и расходники, потому что нужно шлифовать несколькими размерами зерна, закупать сами шкурки, а потом еще наносить масло».

Делай все по чертежу

У любой медали есть оборотная сторона. Да, наносить масло проще, чем ЛКМ, но этот процесс все равно требует внимания. Дмитрий Тарасов не устает предостерегать от неоправданной самонадеянности.

«Как я уже говорил, растир — это самый распространенный и самый спорный метод нанесения масла, — повторяет он. — Люди слишком много смотрят интернет и не читают информацию на банках.

Возьмем известных блогеров, реальных мастеровых, у которых миллионы подписчиков. Вот они заливают масло, натирают, стирают, растирают — не важно. Но люди смотрят, и количество подписчиков их гипнотизирует, они думают, что профи не могут ошибаться, и их метод нужно применять везде. Но не учитывают, что и масло может быть другим, и изделие неподходящим.

Если вы наносите финишное покрытие, то метод «врастир» подходит для предметов, на которые приходится минимальная физическая нагрузка. То есть, минимум прикосновений руками, влажной уборки, контакта с солнцем и так далее. Например, стены в доме, потолки, внутренние стенки шкафов или тумбочек. Там нам нужно только цветовое решение и легкая грунтовка, поэтому можно наносить один тоненький слой врастир, к примеру, грунтовочного масла.

А что там, где у нас больше нагрузок на изделия? Оставим за скобками суровые внешние условия, где у нас осадки, соль, прямые солнечные лучи, где песок с ветром имитируют пескоструйный аппарат. В интерьере самой агрессивной эксплуатации подвергается паркет, лестница, столешницы кухонь, комодов, столов и так далее. Здесь одного слоя врастир явно будет недостаточно. Покрытие нужно наносить несколько раз, зато и защита будет серьезной.

И вот теперь откатимся немного назад. Вот тот блогер с миллионными подписчиками делал у себя в ролике подставку под телефон. Ну, какая там может быть нагрузка? А люди по его технологии делают столешницу, потом звонят и говорят: ваши масла ерунда. Поэтому, друзья мои, все, кто будет читать, имейте в виду, что для каждого изделия, для каждого случая есть своя технология. И ее надо придерживаться».

Фото предоставлено компанией Rubio Monocoat

«Главное — понять, что натуральные масла защищают дерево изнутри,— акцентирует Сергей Сиднев. — И уровень защиты зависит от того, насколько глубоко и равномерно впитались эти составы.

Допустим, к нам обращается клиент и говорит, что покрыл нашим маслом деревянную столешницу в санузле под мойкой. Прошло три месяца, он ставит на нее мокрый предмет, например, стаканчик для зубных щеток, и после него остается пятно. То есть, древесина впитывает воду.

Тут мы, имея опыт, понимаем, что проблема не в масле, поскольку полимер, в который превращается масло, от природы не растворим водой. Здесь есть проблема с пропитыванием древесины. Даже одна и та же порода, но из разных регионов произрастания может иметь совершенно разные впитывающие способности. Одна возьмет, например, 10 грамм масла, а другая 30 грамм масла. Пятно от воды означает, что древесине еще было куда впитывать масло. Соответственно, надо было сделать несколько первых слоев потолще.

Люди на банке читают, что нужно нанести масло, подождать, пока оно впитается, и через 40 минут удалить с поверхности, чтобы не осталось никакой пленки. И они делают два слоя. Но на банке только общая инструкция, а в реальности нужно ориентироваться на впитывание древесины. Соответственно, эти два слоя улетели внутрь дерева, не напитали его в достаточном количестве, и поэтому вода проникает вглубь. Если бы они нанесли, допустим, второй-третий слой и увидели, что он стоит лужей, что масло уже не впитывается в дерево, то в этом случае не было бы никаких пятен».

Хранение

Масла спокойно переживают заморозку, но не любят солнечного света и свежего воздуха. Их нельзя хранить в прозрачной стеклянной или пластиковой таре. В первом случае на масло будет дурно влиять ультрафиолет, во втором — кислород. Он будет проникать внутрь емкости если не через стенку, то через неплотно пригнанную крышку. Кроме того, на полимеры может воздействовать растворитель, содержащийся в масле, и тару будет корежить.

Масло вообще нельзя хранить так, чтобы внутри емкости было много воздуха. Например, если мы пользуемся родной банкой, то материал будет постепенно густеть и твердеть, на поверхности появится полимеризованная пленка. Но если положить в банку, например, камней, то уровень масла повысится, а объем воздуха уменьшится. Затвердевшую пленку аккуратно удаляют, состав размешивают, и он снова готов к работе.


Хранить масло нужно в плотно закрытой таре, желательно металлической. Без доступа воздуха и света, в том числе искусственного. Подойдет и стеклянная тара, если ее обмотать малярным скотчем или залепить фольгой. Как такового срока годности у масла нет.


«Продукту, в принципе, все равно, что минус сорок, что плюс пятьдесят , — говорит генеральный директор Rubio Monocoat Россия Дмитрий Власов . — Самое страшное для него — это доступ кислорода. Масло взаимодействует с ним, и образуется пленка. Продукт сам себя запечатывает. Эту пленку нужно убрать, и можно продолжать использовать масло. Мы покрывали столы и через четыре года после вскрытия банки, и через пять лет. Ничего, все нормально работает».

Человеческий фактор

Отделка — это финишный этап, который требует особого внимания. Но, к сожалению, к этому моменту у людей иногда уже не хватает сил и терпения. Поэтому они нарушают технологию нанесения, пренебрегают некоторыми «необязательными» этапами и получают неизбежный результат: качество покрытия ухудшается.

«Частая ошибка в использовании масляной отделки — это избыточная шлифовка, — говорит Дмитрий Тарасов. — Есть мастера с огромным опытом работы, они делают шикарные изделия, шедевры: столы, гарнитуры или декоративные элементы типа шкатулок. Но они их шлифуют двухтысячным зерном, покрывают маслом и говорят, что у них все здорово. Да, говорю я, но, если капнуть на них водой — им конец. Там нет адгезии и защитная пленка имеет минимальную толщину.

Второй момент — не выдерживают временные рамки. Многие экономят время, хотят быстрее сдать заказы. Но нужно соблюдать хотя бы наименьший срок, указанный в техническом документе.

Что еще? Нельзя красить, когда холоднее плюс пяти и теплее плюс тридцати. В жару масло закипит, станет похоже на карамель и просто никогда потом не засохнет, будет всё время липнуть. И его ничем не перекрыть, только полностью соскребать и делать все заново.

А при низкой температуре древесина очень быстро набирает влагу. Получается, что ты отделываешь изделие не с нормальной влажностью, а с повышенной. Потом, когда это дерево нагреется, при смене погоды или в другом помещении, масло может пойти пятнами, стать мутным или вообще отслоиться.

Оптимальные условия для нанесения масла: влажность 50 - 70%, температура от 20 до 25 градусов. И обязательно нужна циркуляция воздуха.

Ну, и еще раз скажу, что отделка — это очень важный этап. Хотя ее, бывает, уже не хочется делать, но нужно набраться сил и сражаться до конца».

«Любой материал можно нанести неправильно, —констатирует Дмитрий Власов. — Если классическое масло наносят с запасом, чтобы оно впиталось, то масло Rubio Monocoat не впитывается. Оно вступает во взаимодействие с деревом и созревает под воздействием кислорода. И когда вы не удаляете избыток масла с поверхности, то совершаете самую главную ошибку при работе с ним. Да, оно смотрится замечательно, создает насыщенный цвет. Но при этом полимеризуются только излишки масла на поверхности, остальной состав лишается доступа к кислороду, и реакция останавливается.

Позже, во время эксплуатации полимеризовавшиеся на поверхности дерева излишки масла будут подтираться вместе с маслом, которое не успело прореагировать с деревянной поверхностью. В этом случае дерево останется без защиты».

Фото предоставлено компанией «Ставрос»

«В целом, технология нанесения проста, — говорит Сергей Сиднев. — Нужно правильно напитать древесину, вовремя удалить излишки, подготовить поверхность. Но обычные люди, потребители сетевых гипермаркетов к этому не готовы. Они никогда с этим не сталкивались. Допустим, у человека возникла задача сделать и покрасить декоративную перегородку. Он покупает вагонку и думает, что она гладкая и ее уже можно красить. Это трагическая ошибка, которая ведет к тому, что после отделки маслом появляются пятна. И это логично, потому что на шероховатую поверхность пигмента попадет в разы больше, чем на гладкую. И таких неподготовленных людей довольно много. Поэтому, чтобы не оправдываться, мы и не ставим нашу продукцию на полки гипермаркетов».

Не только hand-made

Мы уже говорили, что маслами пользуются не только мастеровые. Да, на частных покупателей приходится львиная доля продаж масляных составов для мебели, но есть и компании, которые смогли встроить длительное время полимеризации в свой технологический цикл.

«Начнем с того, что зайти на фабрику проблемно, —объясняет Дмитрий Тарасов. — Почему проблемно? Потому что для производства очень важно время сушки масла. Но и мы на месте не стоим, у Borma, да и у других производителей есть масла быстрой сушки, есть масла УФ-отверждения, есть двухкомпонентные составы. Поэтому зайти на производство с большими объемами сложно, но можно. Просто нужно подобрать нужные материалы.

К примеру, есть огромнейшая фабрика, которая выпускает в основном столовую группу: обеденные столы и стулья. Я много раз к ним ездил, мы с ними отрабатывали линейку на маслах для столешниц. Там очень серьезные, очень знающие технологи. Они пробовали наносить и распылением, и кистью, отдельно взвешивали все инструменты. Они просчитывали все до мелочей: расходы времени, человеческих сил и финансов. В свою очередь, мы обращались к производителям, просили сделать материал, который подойдет фабрике. Мы над этой задачей работали несколько лет, но добились успеха. Эта компания запустила премиальную линейку под маслом.

Фото предоставлено компанией WUD

Другой пример — огромная фабрика паркета. Они делают все, от начала до конца. К ним привозят свежий лес, они его сушат, распускают и далее по технологическому циклу. Выпускают паркетную доску, наборный паркет, инженерную доску и тому подобное, там хороший ассортимент. Так вот, они пользуются маслами с УФ-отверждением. Причем, первым слоем они тонируют доску, кладут наши грунтовочные масла. Теоретически, они могут выгореть потом под ртутными лампами, но по факту не выгорают, цвета никуда не уходят. Первый слой наносят падами в растир, дальше вальцовая машина накатывает масло, УФ-состав отверждается под лампами, и готовая доска отправляется на склад».


Ольга Щукина, сооснователь компании WUD (Wood Unique Design)

«Масла для дерева — это часть философии нашего проекта. Чтобы объяснить, почему мы выбрали именно их, я вкратце расскажу о нашей компании. Ее особенность в том, что основатели и идейные вдохновители — не столяры или бизнесмены, а профессиональные архитекторы и дизайнеры. Если столярные производства исполняют заказы, то мы создаем продукты — премиальную мебель с хорошим дизайном.

Для нашей компании столярка стала этапом развития, а не фундаментом. Она изначально создавалась для того, чтобы мы могли делать свои интерьерные проекты полностью авторскими, а не подбирать из того, что предлагает массмаркет. Мы стремимся работать с массивом, шпоном, с натуральными материалами. Пропагандируем, что жилье должно быть экологичным, а изделие — долговечным.

Мы используем масла, потому что они подчеркивают природу дерева и не закрывают поры. Если речь идет о мебели для жилых помещений, а не для санузла или кухни, мы всегда настаиваем на отделке маслом. И этот вариант себя оправдывает, с момента открытия производства в 2015 году у нас не было рекламаций.

Однако, индивидуальные заказы требуют глубокого вовлечения во все этапы работы. Поэтому мы немного поменяли стратегию, взяли предметы, которые интересны клиентам, и переработали их в серийные продукты. То есть, это все равно заказной вариант, но с уже готовым дизайном.

Например, мы предлагаем систему хранения Elements, в 2022 году она получила международную премию на конкурсе A' Design Awards & Competitions. Система строится на рамах из массива и включает взаимозаменяемые модули. Из них можно выстроить гардеробную, гостиную, да и целую квартиру. Эта система сборно-разборная, ее можно перевозить в другие помещения и масштабировать.

Мы, в основном, используем масла Saicos, потому что у них достаточно широкая палитра цветов. В последнее время применяем прозрачное покрытие Borma, оно довольно плотное и этим нам понравилось. Чаще всего наносим масла втиранием и четко соблюдаем технологию.

Иногда, конечно, приходится немного модернизировать методику, но очень аккуратно. Например, если растирать очень плотные цвета, они блекнут. В этом случае наносим их специальными валиками. Также нельзя растирать масло поверх цветных грунтовок, иначе они почти полностью стираются.
В этом случае мы наносим прозрачное покрытие распылением, хотя обычно этим способом не пользуемся».


Андрей Рагозин, генеральный директор компании «Ставрос»

«Да, мы используем масло. Мы покрываем им наши дизайнерские мебельные ручки из новой трендовой коллекции. Почему мы используем масло? Потому что после него к ручкам приятно прикасаться, само масло удобно наносить, да и с точки зрения экономики это оптимальное решение.

Конечно, масло — это более дорогой продукт, чем лак. Но самое дорогое — это работа. Перед тем, как покрыть ручку лаком, ее нужно загрунтовать и прошлифовать, и это довольно времязатратно. А прозрачным маслом достаточно пройти один раз, потом просто протереть насухо, и все, изделие готово. То есть, мы убираем этапы нанесения грунта и шлифовки, оставляем только финишный.

Кроме того, не нужно задействовать малярную камеру. Получив небольшой заказ, человек без особого опыта может нанести это масло и аккуратно протереть тряпочкой. Для этого подойдет практически любое помещение.

Мы пользуемся хорошим, плотным маслом Rubio Monocoat, которое достаточно нанести в один слой. Наверное, сейчас это самый качественный материал, который существует на рынке. Да, он очень недешевый, но плюс в том, что ты покрываешь одним слоем, а не двумя. То есть, экономишь время. А еще специфика этого масла в том, что его не нужно наносить толстым слоем. Наоборот, 10–20-ю граммами можно покрыть практически квадратный метр. Конечно, для этого надо заморочиться, но это реально.

Здесь самое главное — следовать технологии, которую дает производитель. Мы покрываем одним слоем, ждем 15 минут, чтобы масло полностью впиталось, и стираем остатки. Покрытие получается достаточно плотное.

Фото предоставлено компанией «Ставрос»

На что бы мы советовали обратить внимание?

Первое, если мы используем не просто прозрачное масло, а, допустим, коричневое, то подготавливать изделия нужно более тщательно, нежели, когда мы наносим лаки. Потому что масло подчеркивает все, каждый дефект, каждую царапину, каждую риску. Мы советуем очень хорошо шлифовать изделия и делать это вдоль волокон, чтобы царапины не были видны.

Второе, отделка маслом — это неуправляемый процесс. Если мы используем тонировку, то можем где-то протонировать чуть больше, где-то чуть меньше. Таким образом, мы выравниваем цвет партии изделий, делаем их одинаковыми. С маслом так не получится. В зависимости от плотности древесины, ее торцы могут набрать разное количество масла, а чем его больше, тем темнее они будут выглядеть. То есть, чем больше перепадов рельефа, тем больше вероятность, что изделие будет неоднородно окрашено. Добиться однородного цвета под маслом гораздо сложнее, чем при использовании тонировки и лака. А может быть, даже невозможно. Поэтому мы покрываем маслом только ручки, это относительно простые изделия, и на них мы получаем покрытие высокого качества.

Поэтому мы советуем покрывать объемные изделия прозрачным маслом, сохраняя натуральный цвет древесины. А если в ход идет темное масло, то лучше делать более плоские вещи».

* * *

Мир масел для дерева гораздо разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. Оказывается, среди них есть составы, которые впитываются в древесину полностью, есть те, которые создают пленку на поверхности, а есть те, которые просто модифицируют эту поверхность. Хотя все выполняют одну функцию — защищают древесину от влаги и внешних воздействий.

Масла подчеркивают текстуру дерева и могут оттенять ее. Они неприхотливы и долго хранятся, если их не выставляют под прямые солнечные лучи и не оставляют в открытой банке. Масла можно наносить кистью, валиком, падом или краскопультом, причем, для этого не нужно специально оборудованное помещение. Масляное покрытие приятно на ощупь, а еще его можно быстро обновить. И на закуску, эти составы преимущественно натуральны и экологичны.

Конечно, хватает и сложностей, но они большей частью вызваны хроническим разгильдяйством, а значит, их можно преодолеть. Достаточно посетить сайт производителя или поставщика, внимательно прочитать инструкцию и тщательно ее соблюсти.

Масла можно назвать нишевым продуктом. Но в этой нише не только мастеровые и энтузиасты деревообработки, в ней расположились и крупные самодостаточные производства. Их опыт показывает, что масло может поспорить с лакокрасочными материалами по скорости нанесения, удобству применения и даже по экономике.


Иван Романов